Шибаев Кирилл Алексеевич Shibaev Kirill Alexeevich (kshibaev) wrote,
Шибаев Кирилл Алексеевич Shibaev Kirill Alexeevich
kshibaev

Categories:

очередная попытка объяснить про звук Всё и сразу. на этот раз про многоканальный звук 5.1

удобнее читать в ЖЖ
http://kshibaev.livejournal.com/67756.html

вопрос задавался здесь
https://otvet.mail.ru/question/52817366

на само деле всё очень просто (ну после долгих лет изучения)
есть Wav , а есть mp3 — это ДЛЯ стерео.
.Wav это ФОРМА(т) - представления ЗВУКА в компьютере = в Цифре.
А по содержанию .Wav соддержит в себе PCM (импульсно-волновая модуляция) данные.
( т.е. Wav-форма хранит/содержит PCM содержание )
Итак , это было Stereo , т.е. 2.0 ( не 2.1 и не 2+1 , кстати 2.1 и 2+1 КАЖЕТСЯ отличаются но я не помню чем . Принцип ТРИТОНИКА. 2 сателита-колоночки + 1 сабВуфер , тогда 2+1 , КАЖЕТСЯ)

Теперь возьмём 5 Моно Wave файлов. Полноценных с вкусными басами.
Кстати , эти басы так там и остаются.
Так что имейте это ввиду, что в честном кинотеатре ( в отличие от вашего домашнего )
каждая колонка САМА воспроизводит свой собственный бас,
а не перенаправляет его на СабВуфер,
который должен ОДИН ЗА ВСЕ 5 колонок "отдуваться"
+ ещё и свой собственный LFE канал воспроизводить...!
Если по чесноку, то надо иметь 5 полноценных колонок типа S90 (35АС) !!!
и к ним ещё Саб !!!
Вот тогда вы получите то , что действительно ЗАПИСАНО у вас на DVD-Audio ,
в том виде , в той форме , как оно записано.
А когда все басы перенаправлены в ОДИН Саб, то...
ну согласитесь, что в кинотеатре звучит "ЧУТОК" получше...
ну вот это одна из причин, почему.

для SabWoofer специально и отдельно пишется 6-ой ( тот самый +1 = LFE) канал.
+1 — его назвали, за его НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ, в отличие от всех 5-ых предыдущих, этот имеет обрезанный спектр — лишь БАСЫ и только.
LFE канал = от 20 Гц до 200 Гц в то время как
обычный звук как мы знаем это — от 20 Гц до 20.000 Гц
т.е. LFE на два нуля = на два порядка меньше, но при этом без него никуда...:))
ни один фильм без LFE не собрал бы своих миллионов, это всё он LFE...!

Хотя и остальные каналы тоже — 5 каналов пишутся профессионально с использованием математики пространственного звучания итд итп
и при СИММЕТРИЧНЫХ колонках эффект от таких 5 колонок действительно ПОТРЯСАЮЩИЙ и СИЛЬНЫЙ.

но вернёмся к... как же это записать.
т.е. записать это уже записано. Имеется 5.1 Wav файлов.
А теперь внимание вопрос, кто помнит сколько весит обычный Audio-CD (содержащий лишь 2.0 = Стерео WAV )
(правильно оченьМногаДофига — 650-700 Мб всего на 40 минут 2.0)
т.е. такими объёмими нам 4.5 Гб DVD с трудом хватит лишь и только на ЗВУК 5.1

Итак. Вы уже сами догадались что я веду мысль к СЖАТИЮ. Не даром я начал с противопоставления Wav и MP3. Но это для Стерео.

А для 5.1 ?!.
ровно тоже самое ПО СУТИ (по СОДЕРЖАНИЮ) , и чуток отличающееся по ФОРМЕ.

т.е. теперь уже не 2.0 , а 5.1 нам нужно СЖАТЬ. Сжать точно так же как MP3 ,
что бы
- и на диске мало место занимало что бы поместилось на DVD
- и по сети могло передаваться в виде 128..320 kbps ,
а не как оно в первичном виде несколько тысяч kbps — таких пропускных способностей не у всякого компютера ВНУТРИ есть.

И это ещё один ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МОМЕНТ.

Что такое рабочая станция для работы с профессиональным звуком,
это ОБЫЧНЫЙ компьютер, но мощный , который может без перегрузки CPU и без перегрузки файла подкачки воспроизводить контент весом...
...вернее не весом, а правильнее будет сказать ,
короче каждую секунда ваш комп должен будет копировать из HDD
и направлять на Аудио-карту
каждую секунду

16 Kбайт * 44.1 кГц = 705,6 Kb в секунду на 1 канал ,
а у нас их 5+1
705,6 Kb * 5 = 3528 Kb в секунду на 5 канал.
+ ещё немножко Kb на .1 LFE
итого ~ 3.6 Мбайта в СЕКУНДУ.

1 МегаБайт ~ это ~ 1 том "война и мир" ( ну это так нам когда-то для наглядности объясняли , по числу символом, говорили примерно такой объём книги )

~ 3.6 Мбайта в СЕКУНДУ. и это ТОЛЬКО ЗВУК
а ещё же хочется полноЦеное = полноВесное Видео = HD видео.

Видео вести раз 10 ( не помню точно во сколько ) больше чем Аудио.
и там ровно тоже самое
Мегабаты в СЕКУНДУ надо с HDD на ВидеоКарточку.

Итак. это то что называет BlueRay Disk ,
на нём лежит полноВесное Видео + ПолноВесное Аудио
ПолноВесное, т.е. если и сжатое, но БЕЗ потерь.

Это вы уже знает : mp3 = сжаатие с потерями, а Flac тоже сжатие , но без потерь.
потерь чего? потерь КАЧЕСТВА.
Итак качество - это всего лишь ВЕС. Изначально оно ЕСТЬ. Но
Но готовы ли хранить каждый фильм не в Форме от 1 до 4.5 Гб
а в Форме 40 Гб на 1 фильм...

Ну нычне это уже практически любому доступено. Нынче 2TB HDD стали БЫТОВЫМИ и МАССОВЫМИ , а не как раньше...

Нынче да — это легко. Но вопрос задавался 5 лет назад.
Кстати, я уверен, что 90% людей до сих пор не знают что такое 5.1 и как его заполучить в свои колонки.
так что информация эта будет очень полезной ,
далее читайте у меня
http://vk.com/kshibaev?w=wall5542158_5655

т.к. там просто закончилась длинна записи.
Мощности у них не хватает под полноВесное описание Качества
объёмы мыслей НЕ поддерживают,
а ведь я это всё из головы, ручками, 10 пальчиками. (не Copy + Paste)

Итак звук 5.1 ровно как и звук 2.0 жмётся
жмётся С ПОТЕРЕЙ качества в AC3 (на 99% = Dolby Digital)
жмётся С ПОТЕРЕЙ качества в DTS
для сравнения и понимания AC3 = 320 kbps но не на 2.0 , а на 5.1
в то время как DTS = 1500 kbps ,
т.е.
DTS почти в 5 раз качественнее, чем Dolby Digital ( AC3 )

AC3 и Dolby Digital — это практически одно и тоже, с той лишь разницей,
что какой-то (я забыл какой) разрабатывалось для полноценных кинотеатров,
а второй на его основе стал стандартом для Домашних киннотетров , т.е. для DVD-Video
Но и алгоритм и степень сжатия у них практически идентичны
и в итоге они кажется объединились, но это не точно.
Для нас важно сейчас понять, что отличие ЕСТЬ. и по чесноку это ДВА разных стандарта. Но из-за их родственности и близости в быту и в непрофессиональных разговорах — их практически считают СИНОНИМАМИ. что до определённой степени даже верно. Но лишь до определённой. ( я это узнал просто из WiKi )

Итак , опять отвлекся я . Возвращаемся.
Итак
DTS почти в 5 раз качественнее, чем Dolby Digital ( AC3 )

и ещё раз и то и другое и DTS и AC3 — это аналоги MP3 , но для 5.1
это сжатие С ПОТЕРЯМИ 5.1 Wav дорожек
для того что бы они уместились на DVD-Video

Вскоре по аналогии с Flac — сжатием 2.0 Стерео БЕЗ потерь
меломаны захотели и 5.1 ТОЖЕ БЕЗ ПОТЕРЬ

и такие форматы стали называться dts-HD , кажется .
Т.к. есть ещё dts-True .
Короче надо понять СУТЬ. А суть это, что изначально 100% качество,
это 5+1 Wav файлов. это и есть самое что ни на есть True.

Ах вот. всё логично. Ведь сам Wav бывает 16 x 44.1 , а бывает 32 x 192
32 / 16 = в 2 раза больше
192 / 48 = больше чем в 4 раза больше
Итого в 8 раз больше.

на слух... на наверное есть отличие, раз так стали делать. Но на домашней аппаратуре вы этого точно не отличите.
а так это — это же оба формата БЕЗ потери качества.
это просто два Качества представления этого самого Качества без потерь.
( форма = .Wav , Содержание = PCM )

так вот на слух — практически неотличимо — дома точно не отличимо.
А вот ПО ВЕСУ - чуть ли не НА ПОРЯДОК тяжелее, если не на два...
и тут уже даже современным компьютерам может не хватит их CPU мощностей... и пропускных способностей. Хотя как -то же это всё пишут. На тех же самых компьютерах и пишут и хранят — значит В ПРИНЦИПЕ всё это уже ВозМожно.

так вот
dts-HD — это ПРОСТО — это тоже самое что и flac для 2.0 (стерео)
только для 5.1 в форме 16 Kb x 48 KHz

dts-True это тоже естествено БЕЗ потерь , но , кажется ,
когда Wav у нас уже НЕ 16 Kb x 48 KHz , а 24(или 32) Kb x 192 KHz .

=========
вот и всё. я просто слишком подробно из-за этого так много буков.
пытался что все всё точно поняли В СРАВНЕНИЯХ с хороши известными и понятными уже вещами.
=========

Теперь как же это Воспроизводить.
на этот вопрос отвечает МНОЖЕСТВО статей
« КАК ВОСПРОИЗВЕСТИ DTS / Dolby Digital ( AC3 ) на компьютере »

и тут тоже всё просто.

звуковая карта понятия не имеет ни про какие mp3 равно как и про flac ,
она понимает и умеет играть лишь PCM.Wav

а у нас на HDD mp3 , flac- для 2.0 и ac3 , dts — для 5.1
это как Архиватор, но называются эти архиваторы КОДЕКАМИ.

кодеки бывают встраеваемыми в систему,
а бывают интегрированными в плеер.
А ещё бывают АППАРАТНО интегрируемые в звуковые карты ,но это лишь для 5.1
( Dollby Digital и DTS декодеры бывают аппаратными )

Суть от этого не меняется. На звуковую карту в результате хоть из mp3 хоть из dts
надо подать WAV. Как вы его расКодируете — это уже ваши проблемы.
Но в любом случае , если что-либо звучит, значит на звуковую карту был подан расКодированный ( по сути разАрхивированный ) Wav.

проосто раньше карточки были 2.0 и компьютеру надо было подавать лишь
705.6 * 2 = ~ 1400 Kb в секунду
нынче же теже
705.6 но уже * 5.1 = ~ 3600 Kb в секунду

а если это было Сжато в DTS , то прежде эти 3.6 Мб КАЖДУЮ СЕКУНДУ
в реальном времени !!!
надо успевать РазАрхивировать.
Улавливаете + с Видео всё ровно точно так же., только там объёмы ещё раз 10 больше....!

Вот почему на старых компутерах вы не сможете посмотреть видео в HD качестве на полный экран — у вас не хватит мощности CPU просчитать столько Mb в секунду....

А вот если НЕ РазАрхивировать, т.е. НЕ РасКодировать,
то такое видео уже сразу в распакованном виде будет весить....
40 Гб на BlueRay Disk это оно в ЗаАрхивированном виде занимает,
а если разАрхивировать , то....
улавливаете...?!.
40 Гб БлюРей диск — это СЖАТЫЙ ДИСК, просто там HD-качество , но оно СЖАТО.
для просмотра надо сперва раз(С)жать(назад) , а для этого нужен мощный CPU .

Вот так вот
вам объяснял объснял объяснял объяснял
САМ понял наконец.... ( так что не говорите, что вы до сих пор не понимаете )

=====

Как конкретно всё это настраивать в конкретных программах
это ещё целая наука,
но там уже НЕТ теории, там уже лишь КОНКРЕТНЫЕ КНОПКИ и ГАЛОЧКИ
так что там уже всё ПРОСТО - делай как сказано.
А вот что это и Для чего, вы теперь будете ПОНИМАТЬ (!)

Если у вас звуковая карта имеет на борту АППАРАТНЫЙ 5.1 декодер ( Dollby Digital и DTS )
, то в настройках всех плееров есть СПЕЦИАЛЬНО НА ЭТОТ случай Специальная галочка,
подать/пропускать на звуковуху AC3 / DTS "as is" = "как есть"
т.е. без предварительного РасКодирования в 5+1 отдельных Wav
А звуковух сама умеет (аппаратно) это расКодировать ( = разАрхивировать)
это лучше в том плане, что ваш CPU на это НЕ тратится.
Иначе
декодировать надо программно на компьютере.
Большинство продвинутх плееров имеют интегрированные в себя уже ВСЕ кодеки.
Чем это удобно? — тем что вам не надо больше ничего искать и устанавливать в Wiindows каккие-то кодеки. Плер уже имеет всё-Всё-ВСЁ необходимое на ВСЕ случае жизни. За это их и любят — такие плееры.

я люблю и могу рекомендовать PotPlayer.

он сам читает с диска с любого хоть с реальной болванки DVD--Video
хотть с переписаной копии с HDD эти .vob файлы
и просто тупо РазАрхивирует их
в их Перво-Исходный вид
в тот вид из которого они и были ЗаАрхивированы в эти .vob файлы
Видео — отдельно
Звук — отдельно
и всё это далее надо СИНХРОННО подавать
звук на звук.
видео на видео.

Почему-то при том, что эта самая Синхронность "сто лет в обед" ИЗОБРЕТЕНА и как-то в видео со звуком кодируется .
Но проблема РасСинхронизации Звука и Видео очень ЧАСТО
к моему удивлению возникает
да вот хотя бы даже на том же YouTube
Как такое возможно НЫНЧЕ в 21 веке — для меня почти неразрешимая загадка.

ведь понятно, когда CPU не тянет... когда не успевает по мощности. это понятно.

но рассинхрон очень часто происходит в то время когда CPU вовсе и совсем НЕ испытывает перегрузок...!!!
И вот это , для меня , остаётся , действительной загадкой.

мне всё-время кажется, что это какая-то СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИВЕРСИЯ. что всё просто, но... но мы не знаем как это...
и типа ЗА ДЕНЬГИ — всё будет работать
а бесплатно у вас на компютере кроме всего выше-описанного
вы столкнётесь ещё и с расСинхроном...

Но и на этот случай уже изобретено и написаны специальные ... средства ...
в двух словах не расскажу, сам ещё плаваю в этом.
но ключевое слово = ReClock.

не пугайтесь слова ФИЛЬТР — это у них так подобный класс програмных средст называется,
те самые РазАрхиваторы, которые типа ДеКодеры,
у них называются ФИЛЬТРАМИ, почему-то...
( могу немного ошибаться в точности точных формулировок , но по сути так )

==========


Итак. почему может не быть звук 5.1

1.
убедитесь , что у вас он есть в исходнике.
т.е. это должен быть фильм с звуком (всего 2 существует представления 5.1 )
Dolby Digital 5.1 (AC3) и
DTS , который реально в 5 раз качественнее , просто потому что в 5 раз больше места занимает...

2.
Итак вы воспроизводите фильм точно с точно DTS .
но на Диске часто бывает ещё и Стерео- версия для тех у кого нет 5.1 (для совместимости)
Но научиться как в вашей прогрмме выбираются и меняются эти дорожки
менять их можно В ЛЮБОЙ МОМЕНТ, не выходя из вильма ни в какие меню...!
но надо заранее этому точно научиться.

3.
А собственно и всё...

если вы взяли 5.1
и смотите его из плеера поддерживающего расКодирование 5.1 ( например PotPlayer ) ,
то вы получите 5.1

стоит просто 1 раз на ТЕСТОВОМ DTS / AC3 DVD-Video диске этому научиться
и всё.

===================

Дальше отвечаю на вопрос
— Вопрос = можно смотреть 5.1 OnLine
— Ответ = Нет нельзя.
— Почему ?
— Потому что в Интернете НЕ создали и НЕ ввели в эксплуатацию ещё Web-5.1-Player
всё аудио идёт лишь и только в СТЕРЕО
а
всё видео идёт лишь со СТЕРЕО-Звуком.

Возможно, и скорее всего это так оно и есть.
это Глобальная договорённость ( сговор )
Аудио - Видео производителей.

т.к. интернет и он-лайн вещание НЕ остановить,
то как минимум ЗАПРЕТИТЬ НА КОРНЮ он-лайн вещание в 5.1
лишь и только 2.0

даже на YouTube вессь 5.1 звук Переконверчён в 2.0 AAC
хотя
и при том, что AAC , это типа супер-пупер mp3 (сжатие с потерями, НО с поддержкой 5.1)
т.е.
YouuTube ДАВНО и ЛЕГКО
вот ровно ничего не меня , как сейчас
мог бы вещать в реальном 5.1

но им видимо СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО
и по-этому
все представленные у них материалы, которые в оригинале заливались в 5.1 (!!!)
при сохранении всё 5.1 переКонвертируется (конвертация, а не кодирование ) в 2.0

и лишь редкий старый АНАЛОГОВЫЙ формат Dolby Pro Logic ( не Digital , а Pro Logic )
они РЕАЛЬНО умудрились
реальные 3.0 ( ну не совсем 4 независимых , а 4 почти одинаковых с лёгким стерео эффеком)
кодировать , в данном случае не конвертировать, а именно кодировать в 2.0 Стерео.
Но
Но если сказать ресиверу, что данное Стерео НЕ простое,
а его надо рассматривать как Dolby Pro Logic ,
то
то вдур выясляется , что из РЕАЛЬНОГО АНАЛОГОВОГО 2.0 сигнала
вдруг получается реальное 3.0 ( стерео + 1 monno задний, который подаётся на оба rear канала )
Но вы знаете , да mono . Но
одно дело у вас звук стреляющего СЗАДИ звучит СПЕРЕДИ
и совсем КООРДИНАЛЬНО другое дело, когда пусть моно, но реально СЗАДИ.
и в одном ролике на YouTube , котторому, как мы выяснили ,
строго натрого запрещено 5.1
в одном ( ну может это я нашёл один , так во всех роликах с Dolby Pro Logic )
у вас даже сейчас будет cper выстрелов сзади будет звучать реально через сзади через rear колонки.

просто прочтите что такое Dolby Pro Logic. АНАЛОГОВОЕ (не цифровое) кодирование 3.0 в 2.0


Так что нынче, как и 5 лет назад
лишь и только качаем DVD-Video образ
и лишь и только в том случае если на этом образе питары не вырезали родной DTS или AC3
мы получим реальные 5.1


вот собственно и всё.
и ничего сложного, если долго и упорно по крупицам собирать эту информацию,
т.к.
до сего момента
такой статьи как эта моя
я не находил.


«очередная попытка объяснить про звук Всё и сразу. на этот раз про многоканальный звук 5.1»
Tags: hard & soft, subwoofer, Звук, КОМПЬЮТЕРное, Опыт, Понимание, Структура, ТщеСлавие, Форма vs. Содержание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Bestsergeysvb

March 27 2018, 09:47:19 UTC 1 year ago

  • New comment
Доброго времени суток! Меня очень давно интересует вопрос, ответ на который не могу найти.
Не владеете ли Вы случайно информацией по поводу следующего: Чем отличается "LPCM 5.1" от "PCM 5.1" или хотя бы просто "LPCM" от "PCM"? Я читал, что LPCM - это линейная импульсно-кодовая модуляция, а PCM - вроде как просто импульсно-кодовая модуляция, хотя в чём разница не понятно?! Так-же я нашёл информацию: Линейный PCM (LPCM) формат несжатого (т.е. без потери качества) звука, используемый для записи звука в некоторых DVD-Video дисках. LPCM отличается от PCM звука на обычных аудио компакт-дисках повышенной частотой дискретизации от 48 до 96 kHz и разрядностью 16, 20, или 24 бит. Этот формат (LPCM) используется в основном только на DVD-Video дисках с записями выступлений различных музыкантов. Широкому использованию этого формата в DVD-Video дисках мешает его высокий bitrate (иными словами, звук в таком формате занимает слишком много места), составляющий минимально около 6.144 Mb/сек.
То-есть, я так понял, что единственным отличием LPCM от PCM является частота дискретизации: 44100кГц - это PCM, а 48кГц и выше - это уже LPCM и так-же разрядностью: 16bit - это PCM, а 24bit - это LPCM! Если у Вас по этому поводу есть какая-нибудь информация и Вы поделитесь, то буду признателен. Кстати, в Вами описываемом видеоплеере для компьютера "Potplayer" (Настройки/Аудио во вкладке "Вывод"), тоже есть возможность выбора "PCM" или "LPCM", по умолчанию установлено значение "PCM рекомендуется". И при выборе (в Настройках "Potplayer") "PCM рекомендуется" становится активной вкладка выбора разрядности, а при выборе "LPCM" вкладка выбора разрядности не активна.
Спасибо!